Эта статья повествует о том, как кофе пришел во Францию, как кофейни меняли жизнь Парижа. Также я расскажу, как я побывал в старейшей французской кофейне, основанной в 1686-м году, как знаменитые посетители этой кофейни общались с российской императрицей Екатериной Второй (и какой кофе она пила сама). А еще о том, что в XVIII веке популярность кофе во Франции, его производство во французских колониях неразрывно связаны с одной из самых позорных страниц в истории Европы – работорговлей.
Франция во второй половине XVII века – законодательница мод, новых течений в искусстве, новых идей, мощное государство, усиливающееся на континенте и теснящее слабеющую Испанию. Это была эпоха «Короля Солнце» (Людовика XIV), скромно сказавшего: «Государство — это я». Именно при нем кофе появился во Франции и стал в этой стране популярен. Кстати, настоящий д'Артаньян жил как раз в ту эпоху, хотя сделал свою блестящую карьеру несколько позже, чем написано у Дюма. И я думаю, что славный гасконец тоже пил кофе. Его тогда пробовала вся аристократия, а вскоре кофе добрался и до людей попроще. Пить кофе было модно!
Кофе впервые появился во Франции в 1644-м году. Произошло это в Марселе, который являлся торговым портом. Для сравнения, в Италию (и вообще в Европу) кофе попал тоже чрез портовый город. Через Венецию. Антуан Галлан, французский востоковед, первый в Европе переводчик сказок «Тысячи и одной ночи», писал: «Появлению кофе во Франции мы обязаны великим (арабским) врачам. Именно благодаря им современному миру стал известен кофе, который можно употреблять в пищу так же, как сахар, чай и шоколад». Но до популярности кофе во Франции было еще более двадцати лет.
В 1643-м году скончался король Людовик XIII. Анна Австрийская и Людовик XIII были самой могущественной супружеской четой своего времени: представители Габсбургов и Бурбонов. Хотя это не спасло Испанию и Францию от войн друг с другом. Да и отношения супругов, блистательно сыгранных в знаменитом советском фильме Алисой Фрейндлих и Олегом Табаковым, были далеки от идеальных. Анна Австрийская, вошедшая в регентский совет при малолетнем Людовике XIV, назначила кардинала Джулио Мазарини первым министром. Анна была государственным деятелем слабым. Фактически страной управлял Мазарини. Последний умер в 1661-м году и Людовик XIV стал править сам. Настал апогей абсолютизма во Франции. Король – первый на земле. Выше – только Бог.
В 1661-м году Людовик XIV начал строительство Версаля. Он стал не только огромным, великолепным дворцом, но и самым грандиозным в Европе дворцовым парком. В 1682-м году туда переехал королевский двор. Кроме того, король велел переселиться в Версаль наиболее знатным аристократам. Чтобы были поближе к «Солнцу». Да и контролировать их так было легче.
Интересно то, что «кофейную революцию» во Франции начал один человек. Турецкий посол Сулейман Ага. В 1669-м году на своих пышных приемах Ага стал предлагать французам кофе. И кофе им понравился. Гости в роскошных платьях учились восседать на коврах с подушками и потягивать кофе. Должно быть, это было забавное зрелище! Позже английский литератор Исаак Дизраэли писал: «Турецкий посол в Париже сделал напиток очень модным… он стал популярен у дам: прекрасные фарфоровые чашки, в которые его наливали, салфетки с золотой каймой и турецкие рабы, на коленях подносящие его дамам, усаженным на диванные подушки, завладели вниманием дам. Эта элегантная презентация сделала экзотический напиток предметом бесед».
После этого популярность кофе стала расти быстро. Отношения с Турцией в то время были разные. В 1660-е Франция и Турция даже успели повоевать. Тем не менее, эпоха Просвещения в культурном плане давала свои плоды – люди стали более толерантны, если использовать это современное слово, к другим культурам. До определенного предела, естественно. И относилось это в основном к людям образованным, представителям «высшего света».
Если англичанам понравилась «социальность» кофе и его медицинские свойства, которые тогда ему предписывали (о чем я писал в своей прошлой статье), то французам – мода и престиж потребления этого напитка.
В 1671-м году Паскуа Розе – человек, открывший первую кофейню в Лондоне, открыл первую кофейню в Париже. Хотя просуществовала она недолго. Свидетельств о ней осталось очень мало. Вот сейчас мы подошли к моменту основания кофейни, которая считается старейшей в Париже (по крайней мере из дошедших до нас).
В 1686-м году сицилиец Франческо Прокопио деи Кольтелли, который звался в Париже просто «Прокоп», открыл кофейню. Заведение это также, не мудрствуя, назвали Прокопом. Кстати, кроме кофе там подавали и другую новинку – мороженое. А также чай и горячий шоколад. В течение своей истории Прокоп был как кафе, так и рестораном. Какое-то время там была столовая для студентов и даже столовая для малоимущих. Сейчас Прокоп – это ресторан. В этом качестве он функционирует с 1952-го года.
Располагалось кафе прямо напротив недавно открывшегося театра Комеди Франсез, открытого декретом самого Людовика XIV. До того на том месте располагался театр, ставивший пьесы Мольера – величайшего драматурга XVII столетия. Место себя оправдало: в кафе сразу стали заходить поэты, актеры, музыканты, писатели. XVIII век – самое славное время этого заведения. Туда заходили Дидро, Вольтер, Бомарше, Руссо, один из «отцов-основателей» США (а также писатель и журналист) Франклин. После Великой французской революции кафе утратило литературное значение, хотя оставалось популярным местом. Только в последней части XIX века, когда представители богемы, как поэт Верлен, стали часто тут бывать, слава литературного кафе ненадолго возвратилась.
Кстати, в Прокопе даже выставлена треуголка Наполеона Бонапарта. Он ей расплатился, когда уже всё потерял после Ватерлоо, перед ссылкой на остров Святой Елены. Это, конечно, шутка. Наполеон, будучи еще молодым офицером-артиллеристом, якобы зашел в ресторан, а денег для оплаты счета ему недоставало. Вот и оставил там свою треуголку. Хотя теперь пойди проверь, так ли это. Может, это просто красивая легенда. А вот присутствие в Прокопе многих великих деятелей французской культуры зафиксировано документально.
Я был в Прокопе четыре года назад. Не буду долго рассказывать о еде, которую мы там попробовали – ведь тема этой статьи связана не с едой, а с кофе. Скажу только, что кухня очень неплохая, хотя обед в Прокопе обойдется недешево. Ну так ведь платишь не только за еду, но и за атмосферное, известное место. В ресторане сохранен старинный интерьер. Понравился луковый суп и петух в вине. Из кофе я взял эспрессо. Он неплох, хотя я пил в Париже и лучше.
Читатели этой статьи, вероятно, знают, что наша Екатерина Великая переписывалась с некоторыми известными посетителями Прокопа. Например, с Вольтером. А Дидро даже приезжал по ее приглашению в Петербург, беседовал с императрицей, получил позже от нее щедрое денежное содержание. Хотя в основном его идеи, например, о равенстве сословий, были Екатериной проигнорированы. Известные французские философы того времени были не против монархии. Но ратовали за «просвещенный абсолютизм». Екатерина II стремилась к тому, чтобы в Европе ей восторгались именно как мудрой, образованной, просвещенной правительницей. И в том числе благодаря дружбе со знаменитыми посетителями Прокопа ей это удалось. О российской самодержательнице с восторгом писали передовые европейские авторы и издания. Императрица вообще была мастером международной пропаганды своего времени. Вот только после революции отношение Екатерины II к Франции и французским мыслителям резко изменится в худшую сторону. Но статья-то моя посвящена кофе. Знаете ли вы, что Екатерина II была настоящей кофеманкой? Она каждое утро заваривала себе крепчайший кофе. Пила кофе и потом в течение дня. Для приготовления объема кофе на 5 чашек она использовала 1 фунт (аптекарский фунт в XVIII веке равнялся 358.3 грамма) кофейных зерен! А потом потчевала эти напитком других. Сохранились свидетельства, как некоторым ее посетителям становилось плохо от такого крепчайшего кофе. Отказаться было, конечно, можно… не времена же Ивана IV (Грозного) были на дворе. Но как-то невежливо, если тебя угощает сама императрица! После употребления Ее Императорским Величеством кофе из ее кофейника заваривали и пили приближенные еще несколько раз. Хотя кофе в России в эпоху Екатерины был дорогим. Дороже, чем во Франции в то же самое время.
Но вернемся в Париж конца XVII века. Так же, как и в Англии, начинаются разговоры о лечебных свойствах кофе. Хотя некоторые врачи относятся к этому скептически. А есть и те, которые говорят о вреде кофе. Вот, например, был и такой страшный вердикт: «кофе иссушает цереброспинальную жидкость и мозговые извилины… и в конце концов вызывает общее истощение, паралич и импотенцию». А в 1679-м году врачи в Марселе пишут: «Мы с тревогой отмечаем, что этот напиток… может почти совершенно отучить людей наслаждаться вином». Французы есть французы – чего уж тут! Но через шесть лет врач Сильвестр Дюфур написал книгу, в которой не поддержал обвинения против кофе, а в 1696-м году другой врач из Парижа прописывал кофейные клистеры для «умягчения» кишечника и освежения цвета лица. На гаданиях по кофе стали зарабатывать гадалки и гадатели. Считалось, что длинная полоса означает долгое путешествие, круг – к рождению, крест – знак смерти.
Французский историк Мишле писал, что распространение кофе – «благотворная, подлинно революционная перемена, великое событие, которое породило новые привычки и даже преобразовало человеческий темперамент». Как в Англии немногим раньше, в кофейнях царила свободная, творческая атмосфера. Посетители вели интеллектуальные беседы, обсуждали общественные проблемы. Развитие кофеен способствовал большей трезвости населения и меньшему употреблению алкоголя. Хотя мне лично любопытно, насколько свободными были разговоры в кофейнях Франции… Ведь это не Англия, где был парламент, была политическая жизнь и большая, чем во Франции, свобода слова. Сразу опять вспоминаются строки песенки из нашего любимого народом фильма: «У нас в стране на каждый лье по сто шпионов Ришелье…». Ришелье к тому времени уже умер. Но ведь французский абсолютизм находился в самом расцвете!
А вот ближе к концу восемнадцатого столетия цензура во Франции стала слабеть. В то время уже появились немыслимые ранее высказывания Фурье и Сен-Симона, теории утопического социализма. Уж не знаю, можно ли этот факт ставить в плюс кофейням, но революционные идеи, идеи свержения монархии или установления конституционной монархии обсуждались и там. Кстати, если поначалу женщины кофеен сторонились – для приличной женщины считалось зазорным находиться в таких местах, то позже женщин в кафе стало больше. Историк кулинарии Маргарет Виссер пишет: «Мужчины и женщины могли, не вызывая нареканий и подозрений, общаться столь свободно, как никогда раньше. Они обрели общественное место для встреч и бесед».
Кофе во Франции в целом варили менее крепким и терпким, чем на Востоке (кофе по-турецки). В 1710-м году французы начали кофе не кипятить, а заваривать. Для этого в матерчатый мешочек клали кофейный порошок и заливали кипятком. Также во Франции стали использовать подслащенное «кофейное молоко», или молочный кофе. Маркиза де Севинье называла такой кофе «самой вкусной вещью на свете», а многие французы пристрастились пить «cafe au lait» за завтраком.
В 1642-м году остров Бурбон (сейчас – Реюньон), расположенный восточнее Мадагаскара, перешел во владение Франции. Французская Ост-Индская компания начала колонизацию этого необитаемого острова, предоставляя концессии на землю французским поселенцам. В 1715-м году там был посажен кофе. Предприятие оказалось настолько успешным, что с 1724-го года концессии отнимались у поселенцев, если те не выращивали кофе. Даже обсуждался закон о смертной казни для тех, кто наносит вред кофейным деревьям.
В 1720-е французы начали выращивать кофе на Карибах (в Мартинике). Габриэль де Кльё, молодой морской офицер, перевозил черенки кофейных растений из ботанических садов Парижа в Мартинику в 1723-м году. Много лет спустя он опубликовал рассказ о том, как он делился в плавании через океан с этими черенками своей порцией воды, когда воды для питья оказалось мало.
С 1659-го по 1804-й годы у Франции была колония в Сан-Доминго (сейчас это Республика Гаити). Первоначально, после открытия Америки Колумбом, Испания владела всем островом Эспаньола. Во второй половине 17 века в западной его части начали обосновываться французы. В 1697-м году Испания официально уступила Франции восток острова, продолжая владеть западной его частью, где сейчас находится Доминиканская Республика. Вскоре там стали выращивать кофе.
Вплоть до 1730-х годов Французская Ост-Индская компания не позволяла везти кофе, выращенный на Бурбоне или в Карибском бассейне, напрямую во Францию. Вместо этого кофе отправлялся сначала на Амстердамскую биржу. А оттуда он поступал уже во французские города. Когда этот запрет был снят, его цена во Франции снизилась. И он стал финансово доступен представителям более низших классов. Хотя качество кофе для этих людей часто было ниже. Французский ученый и литератор Жак-Франсуа Демаши в 1775-м году повествует о женщине из высшего общества, удобно устроившейся в кресле, которая ест изысканный завтрак и запивает ароматным кофе. Происходит это за великолепным чайным стоиком, кофе пьется из позолоченной фарфоровой чашки, в которую добавлен сахар и прекрасные сливки. А также о продавщице овощной лавки, пьющей нечто, отдаленно напоминающее кофе и низкого качества, из «ужасного глиняного горшка».
Теперь я бы хотел написать о том, кто же в XVIII веке выращивал и собирал тот кофе, который потом разливался по чашкам французов. Это делали черные рабы, завозимые из Африки. Еще в 1510-м году первые 250 черных невольников были привезены испанцами на Эспаньолу для работы. В это время еще не пали под ударами конкистадоров древние цивилизации ацтеков, майя и инков. Хотя жить им оставалось уже недолго. А европейцы уже начали ввозить негритянских рабов из Африки. Оказалось, что местное индейское население плохо приспособлено для тяжелой работы в неволе, они быстро умирают. А вот африканцы подходят для этих целей гораздо лучше. После ухода с этих земель испанцев ввозить рабов продолжили уже французы. XVIII век – время расцвета европейской работорговли. Перевозили этих бедолаг с западного побережья Африки, вплотную набивая ими трюмы кораблей. Из-за нечеловеческих условий перевозки после нескольких недель пути часть невольников умирала. Ответственность за работорговлю лежит, естественно, на европейцах, хотя и не только на них. Многие местные африканские племена организовывали целые рейды по отлову представителей соседних племен, чтобы потом продавать их белым. Парадоксально, но мало кто в просвещенной Европе XVIII века мучился угрызениями совести из-за такой политики по отношению к африканцам. Часто их даже за полноценных людей не считали…
Я закончу этот рассказ о кофе во Франции предреволюционным временем. Великая французская революция стала одной из переломных вех в истории не только этой страны, но и всей Европы. А поскольку европейские государства в то время доминировали фактически во всем остальном мире, устанавливали свои правила игры, захватывали колонии, то и эффект от событий во Франции был, можно сказать, глобальным. Хотя кофе французы пить после революции не перестали.
Комментарии доступны только для авторизованных пользователей. Для отправки комментария вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться.