Бариста партнерской кофейни GS-Coffeeshop Николай Таубе рассуждает о кофейном снобизме, о главном в работе бариста и о том, почему кофейная роботизация не угрожает профессии.
И все же кто такой бариста?
За ответом на этот вопрос стоит обратиться к истокам, а именно к Италии. «Бариста» в итальянском всего-навсего означает человека, работающего за стойкой. Не обязательно с кофе, это может быть и алкоголь. Грубо говоря, бариста – это бармен.
В традициях итальянского общепита это обычно хозяин заведения, мужчина за сорок, который выполняет всю работу в собственной кофейне. Как и полагается хорошему хозяину, он следит за чистотой, заботится о комфорте гостей, качестве напитков и закусок, вежлив и гостеприимен.
Сейчас под словом бариста подразумевается человек, который готовит кофе в кофейне. Это понимание профессии сформировал Говард Шульц, основатель Starbucks, который популяризовал традиции итальянского эспрессо на Западе.
С развитием так называемой «третьей волны» кофейной культуры по всему миру стали открываться кофейни с расширенным, по сравнению с кофейными сетями, пониманием работы бариста. Но история циклична, и это понимание вновь возвращает нас к итальянским традициям.
Сегодня профессия бариста подразумевает не только и не столько умение сварить эспрессо и взбить молочную пенку, сколько вовлеченность во все процессы, происходящие в кофейне. Совсем не обязательно быть владельцем, чтобы исполнять роль радушного хозяина: заботиться о посетителях, следить за чистотой зала и посуды и обеспечивать внимательный сервис.
Кофе – это не главное
Кофейни третьей волны маниакально нацелены на вкус и аромат кофе и питают страсть к произведению кофейных революций во вкусах гостей. Гости от этого, к сожалению, страдают: бариста, которые понимают кофе более глубоко, впадают в кофейный снобизм и пренебрегают многими аспектами сервиса. Например, могут быть невежливы и надменны с теми, кто не разбирается в тонкостях и сортах или просит отойти от рецепта и добавить в кофе сахар, молоко или сироп.
Понятие вкуса очень субъективно и напрямую зависит от среды, в которой формировались вкусовые привычки и опыт конкретного человека. Гость не виноват, что его вкусы не соответствуют мировым трендам на непривычный для него кофе.
На мой взгляд, кофе – лишь один из продуктов, с которым мы работаем в кофейнях. Люди приходят в кофейню с разными целями, и главная задача хорошего бариста – не просто приготовить кофе, а понять и удовлетворить потребность стоящего перед ним человека. Иногда нужна улыбка, иногда – красивый стаканчик для Инстаграма, кому-то хочется поговорить и приобщиться к культуре, которая пока не понятна, а кто-то просто зашел перекусить. Хороший бариста это увидит – и сделает для гостя зачастую даже больше, чем иной бармен.
Когда я только начинал свой путь в профессии, то каждому гостю, покупающему чёрный кофе, пытался рассказать о способах обработки, терруаре и их влиянии на вкус. Но с опытом мои взгляды менялись, пока я не пришел к в пониманию, сформулированному выше. Кофе – не главное, с чем работает бариста.
Печально, но далеко не все мои коллеги в полной мере разделяют эти взгляды. Впрочем, всему своё время, и люди, прошедшие достаточно долгий путь в этой профессии, рано или поздно разделяют такое мнение. Чем больше я общаюсь с друзьями из кофейного бизнеса по всей России, тем больше радуется сердце.
Почему роботы не заменят бариста
Многие рутинные процессы, связанные с приготовлением кофе, сейчас автоматизируются, а роль бариста все больше сводится к настройке оборудования, формированию вкуса чашки и работе с гостем. Но бояться за будущее профессии совершенно не стоит.
Современное мастерство бариста в работе с кофе, на мой взгляд, заключается не в выполнении механических действий, а в понимании физики и химии процессов, происходящих с кофе на всех этапах работы с ним – от ростка до чашки. Приготовление особенного зерна, понимание и передача культуры восприятия терруара и особенностей обработки кофе как переменных, формирующих вкус – этого автоматизировать нельзя.
Также никуда не уйдёт и культура фильтр-кофе или медленного кофе, так как большому количеству гостей очень импонирует сервис, связанный с приготовлением уникальной чашки для каждого.
Как я уже сказал, кофе – далеко не главный продукт, с которым мы работаем. Работы еще много, и никакие машины не смогут заменить нам человечности – главного качества в работе бариста.
Фотографии GS Сoffeeshop и Pircoffee
Комментарии доступны только для авторизованных пользователей. Для отправки комментария вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться.
Спасибо, что написали!
Ответил на ваш комментарий на странице сорта. Дополню еще тут.
После Гондураса Сан-Маркос может возникнуть ощущение, что Дульче менее насыщенная, это нормально.
Можете попробовать двинуться в сторону Б+. Хотя вижу, что вы уже! Аль Робусто даже два раза заказали, отлично!
В Б+ еще много отличных смесей на любой вкус, насыщенность у всех на высоте!
B+236 Эль-Класико, B+241 Кот Бразилио – если хочется строгой классики с хорошей, тягучей шоколадностью.
"Котик", как его ласково называет Илья, без кислинки вообще, жарено-ореховый и очень насыщенный, Эль-Класико – горько-шоколадный, с легкой кислинкой чернослива на фоне; обе смеси очень мощные и определенно заслуживают внимания.
B+244 Мокка Ява – если захочется чего-то насыщенного, но с большей яркостью, которая проявляется в оттенках грейпфрута поверх хорошего шоколадного фона.
А средства за Бразилию Дульче я вернул вам на внутренний счет, при следующем заказе сможете их применить.
Думаю, вы еще найдете у нас тот кофе, который вам захочется пить снова и снова!
Пишите, если понадобится помощь с выбором – с радостью подскажу!
Николай