Меню
15.03.2021

13 способов «починить» ваш кофе

13 способов «починить» ваш кофе
Николай Макаров, Torrefacto

Как часто бывает, что вы приготовили кофе, но, сделав первый глоток, отправили чашку в раковину?..

У меня бывает. И далеко не всегда дело в обжарке.

Каждый день я общаюсь с вами в комментариях к сортам и за время работы в Торрефакто ответил уже более чем на две тысячи. Чаще всего вы делитесь радостью нового вкусового опыта: это очень приятно, поскольку, как известно, довольный говорит двоим, недовольный — десятерым. Но иногда пишете про слишком горький или кислый кофе, а порой встречаются и такие характеристики, как «ни запаха, ни вкуса».

В этой статье я решил собрать воедино все советы, как сделать кофе таким, чтобы чашку хотелось допить до конца. Получился наглядный материал в стиле troubleshooting (англ. — устранение неполадок), к которому вы сможете возвращаться, чтобы поправить вкус вашего напитка.

• Когда слишком горький

1. Смените марку воды.

Для кофе отлично подходит вода с минерализацией до 150 мг/л. Показатели на этикетке не ориентир: производители обычно пишут слишком большой диапазон. Узнать минерализацию можно с помощью такого устройства, как солемер, или TDS-метр. Я уже давно хочу ввести его в наш каталог. А пока вы можете купить его в любом маркетплейсе. TDS-метр покажет, сколько веществ растворено в воде, и если эта цифра больше ~150 мг/л, то вода просто не сможет вытянуть из кофе ничего, кроме горечи. Вкус будет грубым и плоским.

Какая вода подойдет лучше всего?

 

  • Святой Источник
  • БонАква
  • Аква Минерале
  • Малаховская («Просто Вода»)
  • Вода-Онлайн
  • Черноголовская
  • Nestle Pure Life
  • Жемчужина Байкала
  • Baikal430

 

Минерализация у них у всех в районе 70-100 мг/л.

13 способов «починить» ваш кофе

И даже самая бюджетная («Просто Вода» из «Перекрестка») хорошо раскроет вкус кофе: ее TDS по моим замерам 72 мг/л и сам я на ней периодически готовлю.

Не буду углубляться в Ph, у этих марок он нейтральный. Для кофе подходит вода с Ph ~7.

— Фильтрованная вода подходит не вся: в каждом регионе содержание минералов в водопроводной воде разное, да и сами фильтры отличаются друг от друга, так что здесь вам точно понадобится TDS-метр.

По личному опыту скажу, что я так и не смог добиться нужной минерализации в обычном «фильтр-кувшине», но думаю, что с определенными моделями фильтров это возможно. Если вы знаете такие — напишите, пожалуйста, в комментариях к этой статье.

—Осмотическая вода подходит, но мне лично кофе на такой воде нравится меньше в силу слишком подчеркнутой кислотности.

Очень часто, когда я советую людям попробовать заварить кофе на другой воде, то слышу в ответ «я на ней годами готовил, и все было нормально».

Даже если это так, иногда TDS одной и той же марки воды может плавать от партии к партии. Именно поэтому производители указывают такой большой разброс по минерализации на этикетке. Рекомендую вам ориентироваться на воду из приведенного мной списка: я периодически проверяю TDS разных марок, и эти зарекомендовали себя как наиболее стабильные.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, какую воду для кофе предпочитаете вы?

2. Увеличьте помол.

Чаще всего излишняя горечь возникает в результате переэкстракции. Чем мельче кофейные частицы, тем больше веществ вода может из них вытянуть. Если сделать помол чуть крупнее, как правило, вкус становится чище и мягче.

Однако так бывает не всегда. Очень часто горечь возникает, наоборот, из-за недоэкстракции. И тут важно отличать ее характер.

 

  • Горечь переэкстракта: едкая, табачная, тяжелая, землистая, покалывающая язык. Уголь, чернила, перезаваренный пуэр, таблетки.
  • Горечь недоэкстракта: вяжущая, травянистая, хинная, древесная, цедровая. Неспелый лимон с кожурой и косточкой, перезаваренный зеленый чай, жесткая хурма, сено, аптечная настойка.

 

13 способов «починить» ваш кофе

Есть еще одна подсказка, как отличить эти два случая: если в первом никакой кислинки обычно не бывает, то недоэкстракт чаще всего сопровождается еще и резко лимонной, металлической, неприятной такой кислотой.

Ощущения от переэкстракта сродни ощущениям от пережаренного кофе, и наоборот, недоэкстракт очень напоминает по вкусу недожар. Поэтому очень часто (!) эти понятия путают между собой.

Если вы научились определять характер горечи — вы на финишной прямой к получению вкусной чашки! И тут одну из главных ролей играет именно помол.

Переэкстракт можно убрать увеличением помола, недоэкстракт — уменьшением.

Каждую неделю я выборочно пробую в каппинге те или иные сорта из нашего каталога.

13 способов «починить» ваш кофе

Что-то получается лучше, что-то хуже, но прежде чем просить обжарщиков скорректировать профиль, я несколько раз перепроверю, тот ли у меня помол, потому что именно от него во многом зависит результат в чашке.

На этом снимке я запечатлел примеры помола под разные способы приготовления. Кликните на изображение, чтобы рассмотреть детальнее. Это ориентир: окончательный вариант будет зависеть от порции кофе и ваших предпочтений. Я намеренно не указывал аэропресс, так как для него подойдет практически любой помол в зависимости от рецепта.

А вот так выглядит мой помол для джезвы. Как мелкая соль:

13 способов «починить» ваш кофе

3. Сократите время заваривания

Иногда горечь возникает и от слишком долгого заваривания как результат все той же переэкстракции.

Оптимальное время приготовления:

 

  • Эспрессо — 25-30 сек.
  • Аэропресс — 1,5-2 мин.
  • Турка, мока — 3-4 мин.
  • Воронка — 3:30 мин.
  • Френч-пресс, чашка — 8 мин.

 

13 способов «починить» ваш кофе

В случае с туркой и мокой подстраивайте огонь так, чтобы уложиться в этот временной интервал. В пуровере общее время заваривания определяет степень помола. Однако даже если вся вода не успела пройти через кофе за это время — просто остановите экстракцию, убрав воронку во избежание лишней горечи.

Во время экстракции первыми из зерна выходят кислоты и соли (поэтому недоэкстрагированный эспрессо соленый и кислый одновременно), за ними — сахара, появившиеся в результате карамелизации во время обжарки, в конце — дубильные вещества, танины, масла и кофеин. Именно они и дают кофе горчинку, и если их больше, чем нужно, то горчинка превращается в горечь. Поэтому важно поймать баланс между тем, чтобы не передержать кофе, и тем, чтобы он успел отдать воде сахара.

4. Уменьшите температуру воды

Слишком высокая t° воды при заваривании также бывает причиной горького вкуса. Чем она выше, тем больше веществ вода может вытянуть из кофе, но как и в случае со временем экстракции — здесь легко перестараться.

Если у вас нет чайника с контролем температуры — вы можете купить его у нас, либо кипятить в обычном, ждать условных 2 минуты и приступать к завариванию. А в случае со светлой обжаркой лучше не ждать и вовсе.

 

  • Для темной обжарки (группа B+ в нашем каталоге) рекомендую t° воды 93-95 С°
  • Для средне-темной (группа B) — 94-96 С°
  • Для средней (группа С) — 95-97 С°
  • Для светлой (группа D) — 98-99 С°

 

На самом деле, я сам был достаточно удивлен, когда первый раз заварил Кению фильтр-обжарки водой сразу после закипания (t ~98 С°): наконец-то кислотность стала слаще и я смог получить тот самый вкус, «как в кофейне». Обычно Кения в v60 такая компотно-чайная, а здесь кофе был похож на ягодный морс с сахаром, как по текстуре, так и по вкусу. Потом уже я нашел подтверждение своим словам в видео Джеймса Хоффманна, а он плохого не посоветует. «The hotter, the better!» — говорит Джеймс. Особенно для светлой обжарки.

Когда я только пришел в Торрефакто, все каппинги мы проводили на воде 92-94 С°. И я, как и многие, думал, что слишком высокая температура воды убьет вкус, сделав его плоским. Ни-че-го подобного! Попробовав высокотемпературный рецепт, возвращаться к 92 С° я уже не захотел.

Тем не менее для темной обжарки это не всегда подходит, так что придерживайтесь приведенных выше диапазонов. Они справедливы как для воронки, так и для аэропресса, хотя в оригинальном рецепте Алана Адлера, его создателя, t° воды и вовсе 80 С°. На это мне остается только развести руками, ибо, как говорит Илья, пути кофейные неисповедимы.

13 способов «починить» ваш кофе

5. Возьмите меньше кофе

Уменьшив пропорцию кофе к воде, можно сделать вкус мягче. Главное, действовать небольшими шагами, в противном случае, напиток станет пустым.

Приведу базовые пропорции кофе к воде:

 

  • Эспрессо: 1:2
  • Мока: 1:7
  • Турка: 1:10
  • Аэропресс: 1:12
  • Френч-пресс: 1:14
  • Воронка: 1:16
  • Чашка: 1:17
  • Кемекс: 1:18

 

Рекомендую начать именно с таких соотношений. Если у вас нет весов, приготовить воронку или кемекс будет проблематично, а для всех остальных способов можно взять во внимание, что ладонь взрослого человека вмещает около 10 г кофе. Отмерять зерно чайными ложками не очень удобно, поэтому при отсутствии весов эта маленькая хитрость спасает.

В общем, если кофе горчит — попробуйте в следующий раз взять чуть меньше зерна на то же количество воды.

6. Просто добавь(те) воды!

У этого метода даже есть специальный термин: байпас (от англ. bypass — обходной путь), и им успешно пользуются профессионалы индустрии. Добавляя воду в уже готовый кофе, мы снижаем общий процент растворенных веществ, которые она забрала из зерна. Таким образом можно превратить горькую чашку во вполне питейную, «починив» переэкстракт. Часто этот прием используется намеренно. Американо готовят, добавляя воду в эспрессо. Некоторые рецепты для аэропресса и воронки тоже подразумевают байпас. Пропорция сводится к концентрату, который потом разбавляют водой.

Зачем это нужно?

Байпас позволяет сделать чашку ярче, прервав экстракцию на горькой составляющей. Допустим, сделали мелкий помол для воронки, убрали ее на 3:30 мин, не дожидаясь окончания заваривания, и добавили немного воды. Попробуйте, результат любопытный!

Немного — это сколько?

Опирайтесь на собственный вкус: добавляйте постепенно, найдя для себя идеальную пропорцию. Я сам постоянно пользуюсь байпасом в аэропрессе (1:10 и ~20 г горячей воды).

• Когда слишком кислый

1. Уменьшите помол

Резкая, вяжущая, похожая на неспелый лимон с коркой,— такая кислотность появляется в результате недоэкстракта. Слишком крупный помол не позволяет воде забрать из кофе ничего, кроме кислот. Исправить это можно, уменьшив его.

2. Увеличьте температуру воды

 

Когда в очередной раз соберетесь приготовить воронку — попробуйте сделать это водой сразу после закипания и посмотрите, что получится в результате. Думаю, вы приятно удивитесь. Особенно, если это будет светлая обжарка.

13 способов «починить» ваш кофе

3. Попробуйте более темную обжарку

Многие воспринимают кислый кофе как нечто отвратительное. Самый частый запрос, который я слышу, общаясь с вами по телефону: «Посоветуйте кофе, только без кислинки, ради всего святого!».

И я понимаю, почему так. В большинстве случаев эта установка вызвана негативным опытом, полученным от знакомства с недоэкстрактом.

Но кислотность бывает… сладкой! И получить ее можно, приготовив даже такой ослепляюще яркий сорт, как Кения Мутека. Помолом, температурой, временем заваривания можно из лимона сделать черную смородину, ну не чудо ли.

Тем не менее я понимаю, что даже идеально приготовленная Кения не всем по вкусу, и это нормально. И тогда я рекомендую переместиться в группу Б+ и попробовать роскошную смесь «Лейтенант Коломбо». В ней вы тоже услышите кислинку, но совсем другого характера. Если в Кении это такие искристые, лопающиеся во рту ягоды, то здесь — шоколадный бисквит с вишней.

4. Увеличьте время заваривания

Илья неоднократно вспоминал случай, когда он, проснувшись в гостинице где-то в российской глубинке, поставил вариться турку на электрической плите на самый медленный огонь, не подозревая об этом. Минут через десять кофе был готов. Он был очень густым, тягучим, как нефть, и без кислинки вообще. Так что если вам захочется придушить лимон в вашем кофе — просто увеличьте время заваривания.

13 способов «починить» ваш кофе

• Когда «ни запаха, ни вкуса», или как сделать ярче

1. Возьмите больше кофе

Придерживайтесь базовых пропорций, приведенных выше, но если вкус все еще будет пустым — увеличьте закладку кофе.

2. Уменьшите помол

Чаще всего кофе получается водянистым из-за слишком крупного помола. Уменьшайте постепенно, пока не добьетесь нужного результата.

3. Увеличьте температуру воды

Это поможет лучше экстрагировать кофе, повысить насыщенность и сладость, что даст хороший баланс в чашке.

А если у вас что-то не получится — напишите, я помогу! И помните, что у нас действует гарантия: если кофе не понравился, мы вернем деньги!

13 способов «починить» ваш кофе

Использованы изображения с Freepik.com

Предыдущая статья Следующая статья
Обсуждение
Мы читаем все комментарии и принимаем любую критику во внимание. Комментарии также служат другим покупателям ориентиром при выборе сортов. Поделитесь своим мнением, и вы поможете кому-то сделать правильный выбор.

Комментарии доступны только для авторизованных пользователей. Для отправки комментария вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться.

15.04.2024 10:46:12
День добрый. Вопрос про воду Фиджи: на бутылке указывают TDS как 222 мг/л, при этом мой TDS-метер показывает ~130 ппм.
Поиск по Интернтру говорит, что "фактор приведения равен единице", т.е. 1 ppm = 1 mg/L.
И кому верить?
Есть ли у кого из участников опыт испольованиа этой марки воды для кофе?
29.12.2023 16:49:57
Малаховская просто вода из перека 1.5 (или 2) литра: около 300 ppm, а вот в пятилитровой бутылке этого же бренда 86 ppm…
21.10.2022 10:59:42
Здравствуйте. Статья полезна. Кое что применю в ближайшее время. Есть вопрос по воде. Пока не могу найти научных подтверждений тому что человек способен отличить воду 150гм/л от 200-300гм/л. Ну и иследований научных что человеческие рецепторы могут отличить напитки на воде разной минерализации. Ну в пределах от 70 до 300мг/л конечно. Если у вас есть ссылки на иследования буду благодарен. Можно на английском.
10.10.2022 09:59:05
Спасибо за статью - постоянно к ней обращаюсь, когда результат не устраивает. Но мне кажется что на время приготовления в воронке нельзя ориентироваться. Я на днях приготовил Эфиопию мытой обработки два раза - в первый раз общее время экстракции составило 3:45 - на вкус переэкстракт (еле пробивающаяся кислотность, горечь какао), во второй раз - 3:20 - явный недоэкстракт (лимон, резкость и тд).
Кофемолка Kingrinder K6 дает чистый помол. Готовил в три пролива: 60-60-180 с интервалом 30 секунд. Вода 96 градусов, 18г кофе, 300г воды. В случае с переэкстрактом помол 95, с недоэкстрактом - 100 (насколько знаю из обзоров золотая середина).
10.10.2022 10:13:08
И по моим наблюдениям при приготовлении в иммерсии - Аэропресс, сложнее найти баланс, нет такого яркого различия в результате. Дайте, пожалуйста, совет как находить баланс в иммерсии.
torrefacto 10.10.2022 11:00:38
Иван, добрый день!
Лучше всего методом проб и ошибок найти свое идеальное соотношение времени иммерсии, температуры и величины помола. Универсального рецепта нет, все зависит от конкретного сорта. Условно около минуты настаивания и 30 с продавливания в случае мелкого помола и 1,5-2 мин. настаивания в случае среднего (как под воронку). Но это просто ориентир.
torrefacto 10.10.2022 11:03:02
Иван, добрый день!
Попробуйте изменить соотношение воды в проливах. Второе вливание – 60% от всего объема. Если на 3:20 недоэкстракт, а на 3:45 пере-, значит, какие-то еще факторы на это могли повлиять, кроме непосредственно времени.
10.10.2022 19:02:25
Спасибо за советы. Что-то я рецепт Хоффмана ни разу не пробовал - наверное стоит🙂
torrefacto 11.10.2022 13:56:39
Однозначно стоит попробовать, Иван!
Подходит в подавляющем большинстве случаев.
www.youtube.com/watch?v=AI4ynXzkSQo
05.09.2022 11:04:46
Сделал заказ №103 Колумбия Антьокия Супремо

подскажите базовые настройки помола от чего начать эксперемент ?
timemore c2
torrefacto 06.09.2022 13:38:43
Добрый день, Николай!
Спасибо за заказ!
Выбор помола зависит от того, в чем будете готовить.
03.07.2022 19:16:59
Упомянутая Nestle Pure Life отличная вода с очень стабильным качеством. Но ее минерализация по моим замерам всегда в пределах 35-40 единиц. Она одна из самых низко минерализованных из встречающихся в широкой продаже. При этом одна их самых вкусных.
27.06.2022 13:00:56
Я думал действительно расскажут о том, как исправить вкус уже готовой чашки кофе, чтобы ЕЁ хотелось допить до конца, а не новую.

А из всего списка только один пункт (6: Просто добавь воды) касается именно готовой чашки кофе.
torrefacto 27.06.2022 13:13:32
Владимир, добрый день!

Если речь идет о готовом напитке, который по каким-то причинам получился горьким, а водой разбавлять не хочется, чтобы не терять в насыщенности, можно добавить сахар или молоко; кроме шуток )
Ну а как его еще можно исправить.

Так что да, статья о том, как в следующий раз приготовить вкуснее, если в этот раз не очень.
10.10.2022 10:18:03
Насколько знаю кислотность можно приглушить сахаром, а горечь небольшим количеством соли.
torrefacto 10.10.2022 10:56:39
Добрый день, Иван! Да, все верно. Либо можно просто чем-то соленым/сладким заедать. Но когда кофе получается так, что в него ничего добавлять не хочется, это, конечно, особое удовольствие.
11.06.2022 21:31:37
Еще попробовал свежий снег растопить (это дистиллированная по сути), заваривал в воронке Эфиопия Иргачеффе, так просто Огонь! Поэтому думаю брать фильтр обратного осмоса.
03.07.2022 19:12:26
Замерьте эту воду - удивитесь. Она сильно далека от дистиллята и даже деионизированной. Испаряется далеко не только вода, снег по пути тоже успевает кое чего на себя собрать (даже вдели от городов). Плюс растворенный кислород часто делает такую воду низкой по pH, что не очень хорошо.
29.07.2022 19:38:09
1. Растворенный кислород не может влиять на pH. Из воздуха вода (или снег) вполне могут набрать углекислого газа или еще чего-то подобного, что заметно понизит pH, но кипячение их удалит.
2. Дистиллят по чистоте хуже, чем деионизованная вода. При дистилляции в конденсат неизбежно попадает некоторое количество капель и летучих солей, в частности, хлоридов. Это решается повторной перегонкой (т.н. бидистиллят), но обратный осмос дешевле и проще, а в специальных промышленных вариантах дает и лучшее качество.
Если чего и набирает снег, особенно в городе, что трудно удалить и влияет на вкус - так это органики. Площадь поверхности большая, вот и сорбируется... Всякое.
Но вот минерализация там почти всегда будет меньше водопроводной воды.
11.06.2022 21:25:53
Все верно, когда берешь воду с самой низкой минерализацией в магазине (я находил 50 мг/л) или кувшин Аквафор картридж №6 Умягчение Воды, то вкус кофе раскрывается ярче по всем параметрам.
03.07.2022 19:21:01
Картриджи умягчения содержат ионообменную смолу, которая заменяет соли кальция, являющиеся солями жесткости, на соли калия, которые солями жесткости не являются. Общая минерализация воды при этом не меняется совершенно. Накипи будет образовываться меньше, да.
28.05.2022 12:56:12
Илья, знакомлюсь у вас с хорошим, вкусным кофе. Нравится, довольна. Есть ли у вас сведения о Королевской воде, какая у нее минерализация?
torrefacto 28.05.2022 14:20:10
Татьяна, добрый день, спасибо за добрые слова!

Не знаю, как Илья, а я, увы, не замерял минерализацию этой воды.

На Озоне есть tds-метры по четыреста рублей, я вам советую приобрести, полезная штука на будущее — всегда будете знать, какая вода для кофе подходит (50-150 мг/л), а какая не очень.
03.07.2022 19:27:38
Абсолютная точность измерения у них примерно плюс-минус километр. Единиц на 100-150 запросто могу врать. По сути подходят только для относительных измерений. Типа до фильтра - после.
Более менее точно что-то показывают TDS метры с Али по ~2000+ руб, которые можно калибровать. И вот если их регулярно калибровать по специальному буферному раствору со стандартизированным содержанием солей, то таким показаниям можно верить.
16.05.2022 04:15:20
Я попробовал делать воронку на Святом источнике, обычно делаю на фильтрованной воде. Воронка на святом источнике протекла быстрее, при этом экстракция получилась выше. Увеличил помол - вкус все равно не по мне.

Почитал на этикетке, что фильтруют Святой источник обратным осмосом. Тут все и встало на свои места. Общая минерализация насколько я знаю как бы искусственная (добавляют какие-то определенные минералы), поэтому мне не понравилось.
torrefacto 16.05.2022 19:16:30
Иван, добрый день!

Не думаю, что дело в этом. БонАкву и Аква Минерале тоже фильтруют осмосом, а потом минерализуют дополнительно. Однако на них, как и на Святом Источнике, я неоднократно получал отличные чашки.

Знаете, я бы поиграл с рецептом, скорее, в целом, не только с помолом.
Посмотрите Ultimate V60 Technique Хоффмана — не перестаю всем советовать, но это и правда один из самых универсальных и, главное, реально работающих рецептов воронки из всех, что я видел:
www.youtube.com/watch?v=AI4ynXzkSQo
03.03.2022 22:31:10
«Липецкий бювет» 0.5 - 128 ppm, «Аква-минерале» (Солнечногорского розлива) 5 л - 64 ppm
19.02.2022 20:13:25
«Пилигрим» и «Кубай» (0.25, 0.5, 1.5 л) самые лучшие - от 85 до 110 ррm и с одного месторождения они (но «Кубай» выгоднее существенно!), “Байкал 430” 0.45 л (очень дорогая водичка) - 70 ppm, «Аква минерале» 1 л (из Солнечногорского источника) - 64 ppm, «Бон аква» - 530 ppm!!!
torrefacto 21.02.2022 16:51:38
Марина, спасибо!
Не встречал еще БонАкву с такой бешеной минерализацией )
Без TDS-метра тут не обойтись.
Я в последнее время вернулся к "Воде Онлайн", заказываю домой по 19 л. Она еще и достаточно бюджетная в сравнении с другими марками. И вкус ее в отдельности, не только для кофе, меня полностью устраивает.
Минерализация стабильно в районе 70 мг/л вот уже несколько лет. Не рекламы ради )
22.02.2022 20:43:17
А кто вообще определил, что для кофе хорошо 50-150? Вот люди воду покупают с минерализацией 22 - с ней неочень кофе?
torrefacto 22.02.2022 20:52:29
Добрый день!
SCA (Specialty Coffee Association) определила такой диапазон, а вообще на воде с низкой минерализацией кислотность чуть больше выпирает, я пробовал — мне меньше нравится.
10.03.2022 08:25:16
День добрый, Николай! Хочу поэкспериментировать с водой для кофемашины. Марина советует "Кубай" и "Пилигрим". Вы пишете про "Вода Онлайн". Но бутыли по 19 л мне много (тем более, пока не определился). А вот 5 литров на пробу хочу взять. Что посоветуете? До этого "сидел" на "ФрутоНяня". Но там какая-то бешеная минерализация.
torrefacto 13.03.2022 12:08:20
Андрей, добрый день!
Да, и Кубай, и Пилигрим отлично подходят, там минерализация до 100 мг/л.
15.03.2023 16:14:20
в Воде Онлайн вы какую воду подходящую для кофе берете
torrefacto 15.03.2023 17:21:54
Наталия, добрый день!

Я беру их фирменную уже несколько лет, минерализация 80-85 мг/л, для кофе идеально подходит, да и сама вода очень вкусная.
www.vodaonline.ru/catalog/butilirovannaya-voda-19/voda-online-19-l/
Если что, за рекламу они мне не платят.

Смотрю, на сайте у них цены выше. Если будете заказывать, скажите, что вы по совету Николая Макарова, возможно, сделают скидку.
И да, я беру по три бутылки, там чем больше, тем дешевле.
10.03.2022 08:22:47
Спасибо за информацию, Марина! Стоит купить попробовать Кубай и Пилигрим для кофемашины? До этого всегда брал "Фрутоняня" - общая минерализация: 239+-24. Только я хочу фасовку 5 л взять. И то, и той.
13.03.2022 23:56:17
Конечно, стоит попробовать. На этот вопрос ответ был, но его удалили похоже🤔🤔🤔 цена 5 л выросла с 80 до 110 р за февраль-март…
torrefacto 14.03.2022 00:34:32
Марина, добрый вечер!

Да, извините, пожалуйста. Это я удалил его сегодня, когда заходил ответить в этой ветке.
Изначально собирался там только одно слово отредактировать, заменить более нейтральным термином (ну, вы понимаете, какое слово), но случайно удалил :)

Кстати, на Святой Источник цена тоже выросла, с 90 до 110, тоже заметил разницу.
Поэтому перешёл на оптовые закупки 3х19 л Воды Онлайн. Экономия почти в два раза.
19.02.2022 15:11:00
«Сенежская» 1.5 - 315, «Пилигрим» 1.5 газированный - 75
19.02.2022 12:01:34
Вот данные по проверке воды. Вода «Пилигрим» 0.25 (скважина номер 1) - минерализация 100 ppm, «Пилигрим» 1.5 - 145 (скважина номер 1), «Святой источник» (0.5 и 0.25) - 165, «Акваника» 0.25 - 260, «Акваника» 0.5 - 165, отстоенная после фильтра «Барьер» для жёсткой воды вода - 260, вода из под крана - 240, детская вода «Honey Kid” 0.25 - 285, “Просто вода” из перекрестка 1.5 -313, дистиллированная вода для утюга - 2.
torrefacto 21.02.2022 17:01:31
Спасибо, Марина, большое!
Данные по воде из Перекрестка удивили. Я закупал ее долгое время по 5 л, минерализация была в районе 60 мг/л.
В общем, рекомендую всем, кто хочет готовить стабильно вкусный кофе, обзавестись TDS-метром.
22.02.2022 22:04:14
Тут ниже писали уже по поводу Малаховской (просто вода из перека), которая родом из Люберец. Там тоже плохие показатели были…
19.02.2022 11:54:28
В разных источниках (в том числе у вас на сайте в двух статьях указаны совершенно разные цифры от 92 в одной до 99 во второй!) указывают разную температуру воды для заваривания кофе светлой обжарки. Она составляет от 92 до 99 градусов для пуровера. Почему такие разные цифры везде и рекомендации? Что скажут знатоки?🤔
torrefacto 21.02.2022 17:06:48
Марина, добрый день!

Подскажите, пожалуйста, а в какой статье про 92 градуса? Поправим.
92 в большинстве случаев маловато, если только это не темная обжарка.

Вот здесь у нас 95°С:
www.torrefacto.ru/wiki/coffee/brew-guide/pour-over/
Это в принципе классическая рекомендация.

А в своей статье я ссылаюсь на метод Джеймса Хоффманна "чем выше t° — тем лучше". Но это справедливо только для светлой обжарки преимущественно мытой обработки, у такого кофе наиболее плотное зерно, и чтобы вытянуть больше сладости — вполне разумно использовать температуру вплоть до 99 градусов.
А, например, для темной обжарки — 93-94 градуса.
22.02.2022 20:47:26
В статье «как готовить кофе в пуровере» 92-95 градусов для группы Д и сухой обработки. Точнее там не написано группа Д, но это предполагается, так как это пуровер.
torrefacto 22.02.2022 20:57:01
Ага, понял вас, Марина, ну да, для сухого кофе 92-95 допустимо, поскольку зерно более хрупкое в силу специфики обработки: начальная влажность у него ниже, прожаривается оно легче и, как следствие, легче экстрагируется.
Так что и температуру пониже можно использовать, но это все очень относительно помола: допустим, вы можете сделать мелкий помол, чтобы время заваривания было 4 минуты, а температура при этом 92 градуса, либо поднять температуру до 95-96, а помол увеличить, чтобы кофе приготовился за 3 минуты.
Мне ближе второй вариант.
22.02.2022 21:03:48
Кстати, в моём первом заказе помол был вами выполнен ближе к мелкому (а не средний)…так как проливка через воронку существенно увеличилась…
torrefacto 22.02.2022 21:21:58
А какой в целом был рецепт у вас?
22.02.2022 21:32:19
300 воды, 17 кофе, 3:30, v60
torrefacto 22.02.2022 22:01:56
Марина, так это же просто классика! 3:30 мин — это отличное время экстракции, значит, наш средний помол вполне подходит.
А там уже дальше температуру заваривания можно по вкусу варьировать.
22.02.2022 22:27:51
С вашим «средним» помолом 300 мл воды не успевают за 3:30 пройти через фильтр…мне ваш помол кажется мелким, а не средним
torrefacto 24.02.2022 19:01:03
Марина, попробуйте уменьшить закладку молотого кофе до 15 г, чтобы приготовить 15/250, а первый после блуминга пролив сделайте 70% от всего объема воды. Должно помочь. Если нет — дайте знать, пожалуйста, верну вам денежку за кофе.
01.03.2022 14:03:30
К сожалению проверить не получилось - мы выпили всё кофе, купленное у вас. Однако сегодня привезли нам кофе среднего помола из конкурирующей с вами конторы (на букву J) и там помол был как нужно - за 3:30 всё пролилось…
torrefacto 01.03.2022 14:17:44
Марина, если есть желание так точно попадать в рецепт, здесь уже есть повод задуматься о покупке ручной кофемолки. Они есть недорогие, например, Timemore Chestnut.

У всех сортов разная плотность, а в рецепте множество факторов, начиная с веса молотого кофе (чем толще кофейная таблетка – тем дольше будет проходить вода), заканчивая количеством вливаний. Проще менять помол, чем рецепт целиком. Тем не менее и рецептом можно добиться времени пролива в 3:30, если есть такое желание.

Я вам за весь молотый кофе деньги сейчас вернул на внутренний счет. При следующем заказе сможете потратить. Конкуренты на букву J вам такого делать не будут ;)
А если в следующий раз захотите рецепт подобрать, чтобы было 3:30 с нашим помолом – напишите на странице сорта, я вам помогу.
01.03.2022 19:41:21
Спасибо, учтём! А вы, кстати, не хотите ввести возможность (при заказе кофе) выбора помола под конкретный способ приготовления? Было бы удобно для всех и меньше было бы вопросов по размеру помола. Или это слишком обременительно для вас?
18.05.2022 20:57:22
У Бариста Хастл есть статья, где проводили исследования приготавливая кофе на разной температуре. Вывод был такой: температура воды влияет на уровень экстракции, чем больше температура - тем выше экстракция. Если завариваете на воде 92 градуса, то молоть кофе нужно мельче, чем к примеру на 96 градусах.
18.01.2022 22:22:15
Здравствуйте! Вкус сырости часто испытываю при употребления заваренного кофе во френч,прессе, кофеварке и кофемашине. Что это может быть, сам кофе виноват?
torrefacto 18.01.2022 22:30:27
Юлия, добрый вечер!

Вкус сырого повала, затхлости, землистый привкус — это свойственно некоторым сортам; у нас вы вряд ли встретите такой кофе.
Хотя у некоторых сортов робусты это бывает.
А вот в арабике когда такое встречается — чаще всего из-за большого количества дефектов, например, квакеров — зёрен неспелых ягод, они на вид сильно светлее других.

Вижу, вы у нас пока ещё ничего не пробовали. Мы чистим весь кофе колорсортером, который сортирует зерно по цвету, убирая дефекты.
Рекомендую начать с C6 Эфиопия Иргачеффе!
20.01.2022 10:04:08
Я купила ваш кофе в ЯМ😊, теперь буду заказывать у вас. Купила Бразилию Сантос 19, но пока до конца не поняла его истинного вкуса, у меня кофемашина делонги автомат,пачка кофе уже заканчивается а я все эксперементирую хочу найти для себя идеальный вкус. Вчера сделала помол крупнее,попробовала,не понравилось,вкус горький и прозрачный,я люблю насыщеный кофе без выраженой горечи и кислоты. Затем уменьшила температуру воды,слелала среднюю температуру и что я обнаружила Если попробовать кофе сразу же по окончании работы кофемашины,то кофе горький(помол поменяла на мелкий),чуть остыл (постоял минуты 3 в кружке) горечь "ушла" появилась кислость,затем кофе постоял в кружке еще минуты 4 и вкус стал идеальным,но к сожалению еле теплый😁
torrefacto 20.01.2022 12:55:44
Юлия, добрый день!

В динамике температур вкус кофе действительно меняется, баланс смещается в сторону кислотности и сладости. Во многом это происходит из-за того, что рецепторы плохо воспринимают вкус, когда кофе горячий, плюс пока он остывает — происходит аэрация, что тоже влияет на баланс в лучшую сторону.

Возможно, просто в Бразилии для вас горчинки многовато.
Очень советую вам в следующий раз попробовать C6 Эфиопия Иргачеффе.

Но то, что сделали мелкий помол для более насыщенного вкуса — это верно. Ещё можно на разной воде попробовать поготовить, в этой статье список тех марок, которые по минеральному составу хорошо подходят.
20.01.2022 13:26:59
Спасибо за совет зёрен и вообще за информацию, изменить воду как раз собираюсь после вашей статьи. Хорошего дня вам!!!
20.01.2022 13:29:02
Подскажите если выбирать кофе на сайте у вас с наибольшей насыщенностью и выбирать меньше кислости с горчинкой это правильно, если я не люблю кислый и горький кофе? Кофемашина автомат делонги
torrefacto 20.01.2022 13:33:23
Юлия, начните с двух каких-нибудь контрастных сортов, чтобы понять для себя, что ближе, возьмите B22 Гондурас Сан-Маркос, например, и C6 Эфиопия Иргачеффе.
А как выбирать — да, верно, ориентируйтесь по шкалам кислинки-горчинки-насыщенности и дескрипторам. А ещё описания вкуса на странице сорта могут помочь.
05.01.2022 23:46:14
Освежите мне память,плиз.
Кофемолка Timemore (cо складной ручкой модель). На сколько щелчков ее нужно ставить если кофе варю в гейзерной кофеварке Alessi
И какую воду мне посоветуете ?
torrefacto 06.01.2022 12:44:27
Добрый день, Ирина!

Зависит, конечно, от того, какой сорт (какой обжарки) и какой объем.
Ведь чем светлее кофе пожарен, тем мельче нужно ставить помол, ибо зерно менее хрупкое.

От порции тоже зависит, ведь чем толще "кофейная таблетка", тем воде будет сложнее через нее пройти, соответственно и помол нужно подбирать в зависимости от этого.
Так что универсальной цифры тут нет.
Попробуйте в диапазоне 11-13 щелчков.

Что касается воды — я привожу наиболее удачные марки (протестированные мной лично) в статье:
www.torrefacto.ru/blog/how-to-fix-your-coffee/
23.12.2021 11:50:22
Ключевая проблема с кислинкой именно в воде и именно в pH. Смотрите, обычная вода из водопровода содержит большое количество гидрокарбонат-анионов. По сути, это гидрокарбонатный буфер, который стремится удерживать кислотность на уровне в районе 8. То есть вода из крана по умолчанию слабощелочная, если только вы не из Санкт-Петербурга.

Что произойдет, если лимонная, яблочная и другие кислоты смешать с гидрокарбонатным буфером? Правильно - нейтрализация. Ближайшая аналогия - насыпать соды в лимонную кислоту. Экстракция, конечно, меняется, но основная проблема именно в том, что вода дергает pH кофе вверх, от ощутимой кислинки до почти нейтрального pH.

Чем больше TDS (количество солей на литр), тем выше буферность. Опять же по аналогии, тем больше "соды для нейтрализации" у вас в литре воды содержится. Малая буферность с низким содержанием солей даст именно тот вкус, который соответствует соотношению горьких хлорогеновых кислот и выраженно кислых фруктовых кислот в самих зернах кофе.

Измерять pH для обратного осмоса вообще нет смысла, так как у него буфер около нуля. Малейшая пылинка будет дергать кислотность в любую сторону. Это примерно как измерять температуру воздуха на высоте в 100 километров, где почти вакуум.

Чисто мои рекомендации - берите обратный осмос. Вода в бутылках может плясать в любых направлениях в зависимости от сезона, когда ее набирали. Весной лед тает, соли снижаются, летом наоборот - засуха и соли растут. Очень много факторов. Если вам не нравится вкус после абсолютно чистой деионизированной воды - разбавьте водопроводной до нужно буферности. Только не забудьте, что она может содержать много хлорки. Поэтому оптимально ее прокипятить или хотя бы дать постоять.
torrefacto 23.12.2021 12:02:54
Иван, добрый день!
Рад вас слышать (читать)!

Вы правы, не стоит недооценивать влияние Ph на кислотность кофе.
Пару недель назад посмотрел у Хоффманна ролик в его рубрике Weird Coffee Science: "Как победить кислый эспрессо".

Он там добавляет в уже готовый шот 5 г раствора бикарбоната натрия (обычной пищевой соды с водой) из расчета 3,2 г соды на литр воды.
Это как раз своего рода буффер, который выравнивает щелочной состав кофе и, о чудо, баланс становится лучше. Способ, конечно, не панацея, но ради любопытства можно попробовать, если не удаётся совладать с кислотой в эспрессо.

www.youtube.com/watch?v=jtCbIbi2dHI

Я для себя недавно нашел хорошую воду для кофе, Легенда Гор из ВкусВилла; кроме ТДС ничего не замерял, он там на уровне 80, но вкус кофе нравится, эспрессо кислит значительно меньше, при этом дескрипторы отлично читаются.

А так чаще всего готовлю на Святом Источнике, получается стабильно хорошо.
23.12.2021 12:11:50
80 мг/л - это близко уже к талой воде из ледников. Там обычно в районе 50 мг/л. Так что буферность там очень низкая. Возможно, это действительно один из вариантов регуляции кислинки, если остальные параметры уже подобраны оптимально. Слишком высокая - увеличиваем гидрокарбонатный буфер, слишком низкая - снижаем вплоть до обратного осмоса.

Но я согласен с тем, что типовая вода в городе проблемная для кофе. Обычно она поступает из глубоких подземных горизонтов и по дороге при фильтрации прихватывает все соли из горных пород.
23.12.2021 12:17:16
Кстати, посчитал вариант выше - что-то много соды. Это очень условно 3200 ppm. Затем мы добавляем 5 мл на 30 мл готового эспрессо, который, допустим, на обратном осмосе. На выходе получается, что мы приготовили напиток на воде с 457 ppm. Причем тут без хлоридов и других солей, которые pH-нейтральны. Надо попробовать, но есть подозрение, что pH такого эспрессо будет слабощелочным в итоге, а не слабокислым, как должен.
torrefacto 23.12.2021 12:26:47
Да, надо пробовать, я сам ещё не успел. Кстати, возможно, что у него шот эспрессо больше 30 г.
07.07.2022 00:39:28
Вода из осмоса в чистом виде без нормального минерализатора часто может иметь заметный сдвиг pH в сторону кислотности, в силу остаточных растворенных газов, которые мембраной не задерживаются, а пост фильтром до конца не абсорбируются. Так что замерять pH на выходе из осмоса вполне даже имеет смысл.
21.12.2021 23:46:24
Сегодня проверил Святой источник (производство А2) - 140ппм, Просто вода (производство ооо Лидер, Люберцы) - 230ппм.
Пилигрим - 70ппм, но что-то его стало сложно найти.
torrefacto 11.01.2022 17:22:28
Спасибо, Константин! Удивительно!
Сколько готовил и на Святом Источнике, и на Просто Воде — никогда такой минерализации не было. Вывод: tds-метр не блажь, а необходимость. Хорошо, что их уже и найти можно легко везде, на любом маркетплейсе, и стоят они недорого.
16.12.2021 16:22:32
Николай, спасибо за статью, нашёл много полезного.

Может подскажете, в рожковой кофеварке резонно прогонять через один рожок два объёма воды, чтобы получить больше кофе? Или лучше делать один проход и доливать воды?
На машине есть две волшебные кнопки "1 чашка" и "2 чашки", больше ничего не регулируется. Кофе категории B+.

В целом текущий результат устраивает, но после прочтения статьи хочу более осознано подойти к процессу.
torrefacto 11.01.2022 16:38:29
Дмитрий, извините за запоздалый ответ!
Рад, что моя статья оказалась полезной.
Что касается режима кофемашины — тут все индивидуально, в принципе, это будут два разных напитка — если добавлять воду в шот эспрессо — это американо, текстура менее плотная, если делать двойную чашку — это лунго, понасыщеннее, тут смотрите, как вам больше нравится.
У меня дома рожковая машина, я обычно готовлю эспрессо около 30 г, а дальше разбавляю водой, на автоматах эспрессо обычно не такой крепкий получается, так что вполне возможно, что вариант "двойная чашка" будет более удачным, если нравится лонг (америакано/лунго).
07.11.2021 18:15:56
Привет!

TDS-метра с Али за 300-400 рублей достаточно определить минерализацию?
torrefacto 09.11.2021 13:13:36
Григорий, добрый день!
Думаю, что достаточно, к точности швейцарских часов тут можно не стремиться, но лучше почитать отзывы на Али перед покупкой.
26.10.2021 22:11:14
Доброго дня, получается что кофе в турке тоже можео щаваривать водой при температуре от 80 до 92 гралусов? Или все же комнатной температуры в соотношении 1:9?спасибо, с уважением, Елена.
torrefacto 26.10.2021 22:23:59
Добрый день!
Чемпион мира по завариванию кофе в турке, Сергей Блинников, рекомендует заливать воду комнатной температуры. Я в этом отношении с ним согласен, но иногда, чтобы снизить горечь, можно залить теплой водой, дабы сократить время заваривания.
Однако чаще всего это не нужно — горечь можно снизить либо увеличением помола, либо увеличением огня (что тоже сокращает время заваривания).
Так что вполне можно заливать кофе водой комнатной температуры и ставить на плиту.
Пропорцию используйте 1:10 (1 часть кофе, 10 частей воды), то есть на турку 200 г — 20 г кофе, на турку 300 г — 30 г и т,д.
Я иногда использую 1:9, когда хочется получить более насыщенный вариант, тут ориентируйтесь на свой вкус, но начать рекомендую с 1:10.
24.10.2021 19:37:10
Николай, огромное спасибо Вам за статью, это просто путеводитель по бескрайним просторам кофе, если можно так выразиться. Бесконечно обращаюсь к различной информации из этой очень полезной статьи, теперь как настольная книга!
torrefacto 25.10.2021 15:43:05
Анна, спасибо большое! Очень приятно.
13.10.2021 12:02:23
Спасибо,очень интересно!
torrefacto 13.10.2021 12:22:59
Спасибо, Ольга! Здорово, что нашли тут для себя что-то полезное!
01.10.2021 13:04:53
Заметил, что статья эта стала моим постоянным справочником и помощью, уже не раз выручала в поиске ориентиров. Спасибо за нее, Николай!
torrefacto 01.10.2021 13:23:23
Спасибо, Андрей!.. Бальзам на душу!
06.09.2021 18:44:59
Здравствуйте!Да,Николай,то что вы советуете воду"Святой источник",то она у всех производителей разная. Самая некачественная,Липецкая ( маркировка Е). Действительно,TDS 199. Был шокирован! А вот Костромской производитель этой же воды (маркировка А) уже нормально, TDS 85. Остальных не проверял,но лучше теперь брать эту воду не буду.
torrefacto 09.09.2021 18:08:22
Добрый день! Любопытно, буду знать. Видимо, я покупаю с маркировкой A, не обращал раньше внимание.
28.06.2021 22:22:46
Добрый день.
На выходных купил бутылку "Святого источника" 1,5 литра, дата производства 30.05.2021 (Липецк). TDS было более 260 ((( Кто-нибудь сталкивался в последнее время с подобным? Такое ощущение, что вода просто из-под крана.
torrefacto 01.07.2021 13:44:47
Вадим, спасибо, что поделились!

Думаю, у многих есть такие истории. У меня было аналогично с Черноголовской; до такой степени, что я перестал ее советовать для кофе, хотя до этого пару лет только на ней дома и готовил. А недавно замерял – около ста был показатель, то есть от партии к партии плавает. Тем не менее ее вполне можно покупать для кофе, если дома есть TDS-метр, благо стоят они копейки.

Николай
01.07.2021 14:41:22
Николай, спасибо за ответ. Я был очень удивлён таким качеством воды. Просто в последнее время использую воду "Синеборье", но её не было в магазине и пришлось взять "Святой источник". А так "Синеборье" меня устраивает всем: и вкусная и TDS нормальный для кофе.
24.05.2021 19:34:17
Спасибо, Николай, за прекрасную тему и отличную статью по ней. Перечитывал сегодня... Хотел спросить, у водички "Просто вода" минерализация стабильная, не скачет, продолжаете периодически мерить. Рядом с офисом, где работаю, Перекресток, поэтому интересуюсь.
torrefacto 24.05.2021 19:40:53
Алексей, добрый вечер!

Да, минерализация у нее стабильная, замеряю раз в месяц где-то. Только что проверил: 76 ppm. Три месяца назад была 72 ppm.
С февраля это моя любимая вода. Раньше брал "Воду Онлайн", потом перешел на эту и разницы не заметил: как по вкусу самой воды, так и по вкусу получаемого на ней кофе.
Жаль, цену подняли на нее на этой неделе: с 29 р до 39 р за 5 л.
Тем не менее это лучшая вода по соотношению цена/вкус для питья/минерализация и ph для заваривания кофе. Очень рекомендую.

Николай
21.04.2021 17:43:38
Всем привет.
А есть ли научно-практические объяснения такому феномену: однажды утром кофе, тот же самый что и вчера, приготовленный тем же самым рецептом, на той же самой воде превращается в какой-то ужас? Изменения разнообразных параметров (помол, температура, вода) толком ничего не дают. Через два-три дня всё само собой возвращается к норме.
Погода? Давление? Гормональный фон? Усталость?
Второй раз с таким сталкиваюсь и очень расстраиваюсь. Общее ощущение — как-будто недоэкстракция, хоть куда крути помол, время и т.д.
Речь идет о воронке.
torrefacto 21.04.2021 17:50:50
Илья, добрый день!

Тоже такое замечал, раньше меня это расстраивало, сейчас, когда такое происходит, я завариваю чай.
Я думаю еще, что рецепторы наши тоже себя ведут по-разному в зависимости от времени суток, эмоционального фона (не знаю, насколько от гормонального, но от эмоционального – так точно) и т.д.
Есть ли этому научное объяснение? Может быть, не углублялся специально в этот вопрос.
Может, кто-то из читателей прокомментирует, потому что проблема, я думаю, распространенная.

Николай
23.05.2021 05:22:59
После полуторамесячного перерыва без кофеина я попробовал заварить в кружке давно открытый зерновой кофе из сетевого магазина. Помол на ножевой кофемолке. Единственное, что было хорошего - это фильтрованная реминерализованная вода. К моему удивлению кофе мне понравился! Да, я ощущал недостатки кофе, но вот сами ощущения и эмоции от кофе - позитивные. И еще я замечал, что порой ожидание, как форма привязанности к результату тоже мешают процессу заваривания
torrefacto 24.05.2021 19:15:00
Олег, спасибо, что поделились!

Да, настрой имеет большое значение. Как и кофейная (и не только) аскеза; потом иначе все воспринимается.

"Ожидание, как форма привязанности к результату",– это вы очень красиво сказали.
Согласен, мешает, поэтому когда я проверяю наш кофе, то делаю это в слепом каппинге.

Николай
07.04.2021 17:02:26
Приветствую, господа. Подскажите, не освещался ли вами вопрос постковидной реабилитации, потери и восстановления обоняния, нет ли статьи в блоге или подкаста? Со мной случилась эта беда, и нигде толковой информации за несколько месяцев найти не удалось. Сплошь вода и общие рекомендации. Неужели никто из индустрии не сталкивался с подобной проблемой? Сложно поверить. А ведь это сулит потерю профессии или, во всяком случае, является серьёзным и болезненным препятствием, так что меня удивляет тишина в блогах и каналах по данной теме. Поделитесь.
08.04.2021 11:50:13
Здравствуйте, Михаил.

Очень жаль, что вы потеряли обоняние из-за болезни, если я правильно вас понял.

К сожалению, какой-то научно обоснованной информацией мы не обладаем. Думаю, она начнет появляться со временем, когда болезнь и ее последствия изучат лучше.
По своему опыту могу сказать, что в какой-то момент запахи просто снова появились в моей жизни, потерь за период болезни я не ощутил. Но я слышал и про случаи, когда запахи возвращались, но не в полном объеме. У всех своя реакция на болезнь и на ее последствия.
Не знаю, происходят ли физиологические изменения обонятельных рецепторов из-за болезни, если нет, то с большой вероятностью ощущение запахов должно вернуться.

Желаю вам скорейшего восстановления!
17.12.2023 13:58:52
Неоднократно читал, что симптомы постковида может устранить вакцинация от ковида.
23.03.2021 00:03:05
Добрый день! что то не понятен данный метод для байпаса в воронке: "Допустим, сделали мелкий помол для воронки, убрали ее на 3:30 мин, не дожидаясь окончания заваривания, и добавили немного воды. "

Можно, пожалуйста подробнее?
torrefacto 23.03.2021 14:07:15
Александр, добрый день!

За 3:30 мин. не вся вода успеет пройти через мелкий помол, мы получим концентрат, который потом разбавим небольшим количеством воды.
Чем раньше мы уберем воронку, тем ярче будет кофе по кислотности, так как мы остановим экстракцию на горькой составляющей. Можно убрать и на 2:30.
А мелкий помол нужен, чтобы максимально экстрагировать кофе за короткий промежуток времени. В итоге может даже получиться переэкстракт, но небольшой байпас водой его "починит".
Если же делать крупный помол и вода будет проходить меньше, чем за 3:30, то возможен недоэкстракт, особенно, если температура недостаточная для того, чтобы вытянуть из зерна сахара.

Николай
23.03.2021 18:28:10
С мелким помолом в воронке есть опасность образования каналов при проливе - а следить за этим довольно сложно, поскольку увидим воронку канала только по окончании процесса. Возможно, избежать этого поможет интенсивное вращение Рао?
torrefacto 23.03.2021 19:08:17
Да, вполне дельный совет, однако я пока не встречал образования каналов при заваривании в воронке.
В эспрессо — да, когда слишком тонкая таблетка. Возможно, если закладка кофе в воронке совсем маленькая, то это может произойти.

Николай
23.03.2021 21:16:01
www.youtube.com/watch?v=09fNvoQMlGw
Джеймс Хоффман проводил интересный эксперимент (довольно интересный сам по себе) и примерно на моменте 2:35 есть пример образования чего-то похожего на канал. У меня такое было при попытке приготовить в V60 на мелком помоле (14 в Timemore Chestnut C2)
23.03.2021 18:40:00
Вот оно как хитро! Благодарю!
А ведь можно также сделать с иммерсией. Например , в отдельной емкости (если нет иммерсионной воронки) с небольшим количеством воды сделать концентрат, пропустить его через воронку. И , далее, разбавить водой)
torrefacto 23.03.2021 19:09:20
Да, можно и так сделать!
Смысл тот же: мелкий помол + сокращение времени экстракции по сравнению со стандартным + разбавление водой по вкусу.

Николай
21.03.2021 20:35:20
Спасибо за статью. В качестве дополнения по джезве:

1. На вкус заметно влияет время остывания в джезве. Некоторые сорта стоит переливать в чашку сразу после подъема, некоторые лучше оставить в джезве. При переливании в чашку вкус так же меняется в зависимости от ее теплоемкости, а значит и скорости остывания, хотя и не слишком заметно.

2. Способ заваривания по-турецки ( кофе в кипящую воду с двумя подъемами) вполне имеет право на жизнь. По личному опыту - ничем не хуже, чем по-арабски, важно так же определить баланс между недо- и пере- экстракцией.
torrefacto 22.03.2021 13:39:39
Павел, спасибо за полезные мысли!

Вообще зачастую люди начинают пить кофе, когда он слишком горячий. Особенно это распространено при заваривании в турке. Но стоит дать кофе чуть остыть, как дескрипторы начинают читаться отчетливее. И это справедливо не только для турки.

Николай
19.03.2021 22:20:35
Ну, насчёт кислотности обратноосматической воды - не знаю... Да, PH конечно меньше 7, но не могу сказать, что критично. У меня 6.5.
А вот с минерализацией засада. После мембраны у меня TDS 9. Что бы поднять до 75 при наборе 1.7 литра (объем контейнера в моей кофемашине) пришлось ставить 2 минерализатора вместо одного.
torrefacto 23.03.2021 14:09:24
Добрый день, Кирилл!

А про кислотность обратноосмотической воды я вроде бы и не писал. Я как раз о TDS: когда он низкий (ниже, условно, 50 мг/л), то кофе по моим наблюдениям получается излишне кислотным.

Николай
19.03.2021 21:21:31
Очень интересно и познавательно! Огромное спасибо!

Я уже давно искал что-то новое во вкусе альтернативы, что делаю дома.
Много экспериментировал с помолом, с количеством кофе, а вот температуру никогда выше 96 не поднимал.

Ваша статья открыла мне новый божественные вкус светлой обжарки с температурой 98-99!
Очень ярко, кислотно, ягодно!
Это то, что я ищу во вкусе кофе.
torrefacto 23.03.2021 14:10:09
Артем, спасибо за добрые слова!

Значит, это все было не зря.

Николай
19.03.2021 19:17:37
Может, у меня TDS-метр сломан (хотя вроде новый), но для водопроводной воды показывает около 100 ppm, после фильтра "Барьер" около 90ppm, после чайника чуть выше (но эта разница незначительна). Аква минерале без газа - около 40ppm - получается, даже водопроводная по этому показателю лучше для кофе (но вот с минеральным составом нет ясности)
torrefacto 23.03.2021 14:13:12
Денис, любопытно.

Особенно, если учесть тот факт, что вы находитесь в Москве. Не думал, что здесь можно получить из под крана воду с минерализацией около 90 мг/л.
Если это так, подскажите, где это, буду готовиться к переезду в этот район )

А вообще, честно говоря, мне кажется, что ваш TDS-метр показывает неверные цифры. Такое бывает, если садится батарейка или когда температура воды выше/ниже комнатной.

Николай
28.03.2021 19:12:06
Проверил в одинаковых условиях дистиллированную воду (7 ppm), воду из фильтра "Барьер" (100 ppm), из-под крана (106 ppm). Даже если врет, то не очень сильно. Хотя результат удивительный, особенно учитывая, что Мосводоканал в своих отчетах по проверке воды для моего района дает 150 ppm
19.03.2021 17:01:54
Спасибо за статью. Почитал комментарии - забавно, у меня с разрекламированной Soy тоже не сложилось. Пол-года пытаюсь приспособиться, но все равно получается что-то или очень горькое или очень кислое. В конце концов махнул рукой, вернулся обратно к керамической Ceraflame - совсем другое впечатление. Я пользуюсь вариантом на 240мл в обоих случаях.

Несколько наблюдений в произвольном порядке.

1. Я никак не предполагал, что к Soy требуется еще и подставка (которая стоит как самолет) и специальная горелка - об этом все умалчивали :) У меня газовая плита, даже на самой маленькой конфорке пламя все-таки достаточно широкое и выходит за диаметр турки. Если делать его совсем маленьким, увеличивается время приготовления. А большой огонь особого эффекта не дает, поскольку пламя идет по сторонам (и только портит внешний вид). У Ceraflame гораздо шире основание и все пламя попадает на него.

2. Я крайне удивился рекомендации использовать 10-12 щелчков для турки в Comandante. В буклете с Comandante C40 для турки рекомендуют до 8 щелчков, я обычно использую от 2-х до 5-и :). Стандартный вариант, без Red Clix.

3. Я выливаю в чашку кофе из турки сразу, как снимаю с огня; жду минут 10 прежде чем пить (горячий), за это время сверху в чашке образуется толстая шапка из смеси пены и гущи. Я обратил внимание, что основная горечь идет именно от нее. После того, как эта шапка разойдется/выпьется, кофе под ней имеет совсем другой вкус. Это даже в Ceraflame. Но как избавиться от этой шапки, я не представляю.
19.03.2021 18:52:34
Можно обойтись без подставки, используя водяную баню (по сути, что песчаная, что водяная - смысл тот же, разнятся только максимальные температуры и вода перемешивается сама, в отличие от песка). В подходящую кастрюлю я наливаю воды и, дождавшись закипания, ставлю в кипящую воду турку.
Горечь действительно придает в основном пенка, но ее можно снять через 2-4 минуты после переливания в чашку - ложкой, как при каппинге.
27.03.2021 12:26:40
А какая специальная подставка и горелка для Soy нужна? Где прочесть?
torrefacto 27.03.2021 14:12:31
Добрый день!

Подставку сейчас добавил в каталог, на неё можно подписаться, тогда по прибытии вы получите уведомление на эл.почту и можно будет ее приобрести.

www.torrefacto.ru/catalog/accessories/podstavka-soy/

Горелка подходит любая, высота которой менее 10 см. Например, Tiamo HG2884.

Николай
02.04.2021 12:38:12
Спасибо, подписался.
19.03.2021 15:16:28
Раньше готовил на БонАкве 2л., но что-то пошло не так, перешел на ВкусВилл "Столовую".
В сущности, доволен. Но вот сейчас из розового бурбона Колумбии не могу никак вытащить ожидаемого вкуса. Кения Мутека идет отлично, но тем же рецептом колумбия почему-то "никакая". Буду пробовать по написанному выше.
19.03.2021 22:02:29
а что есть "Вкусвилл Столовая"? В смысле, "Родниковая"? Там от производителя скачет минерализация (как минимум на этикетке): есть с низкой, есть с высокой
19.03.2021 22:40:24
Нет-нет, именно что "питьевая столовая негазированная".
19.03.2021 14:36:51
А можно рекомендации для не-тру заваривателей кофе? Для автоматической кофемашины. Например для встройки Bosch
torrefacto 19.03.2021 14:41:12
Добрый день, Наталья!

Принцип тот же: если слишком кислит — уменьшайте помол. Горчит — увеличивайте.
При этом можно общее количество воды чуть увеличить в случае излишней кислотности.

Если какой-то конкретный вопрос — напишите, подскажу!

Николай
19.03.2021 14:43:55
Есть вопрос по температуре. В машине три вида: обычная, высокая и очень высокая. Каким градусам это соответствует? В инструкции не нашла данных ((
torrefacto 19.03.2021 14:48:44
Это хорошо, что есть такая настройка.
Я бы рекомендовал не привязываться к градусам, ибо в моей статье они даны для альтернативного заваривания (где нет давления, либо есть (аэропресс), но меньше, чем в кофемашине).
Принцип простой: чем светлее обжарка, тем выше ставьте температуру.

Для нашей группы Б+ можно попробовать «обычную», для Б высокую, для С и Д очень высокую, условно так, но более точно вы сможете подстроить на свой вкус. Если кислит, нет сладости и вяжет — скорее всего, недоэкстракт, тогда увеличивайте температуру.

Николай
19.03.2021 13:43:44
Николай, здравствуйте. Подскажите - рекомендации по температуре заваривания для эспрессо тоже актуальны? Для меня это удивительно, потому что все и везде пишут про 89-90 градусов для самой темной обжарки, 91-92 для средней и 93-95 для светлой. Касаемо эспрессо.
Спасибо за статью!
torrefacto 19.03.2021 13:55:34
Добрый день, Виктор!

Спасибо и вам!

Нет, это касается только альтернативных методов заваривания.

В эспрессо экстракция идёт гораздо интенсивнее из-за давления, под которым вода проходит сквозь кофейную таблетку.

Так что температурные рекомендации для эспрессо другие, вы все верно пишете.

Я про эспрессо собираюсь выпустить в уже ближайшей перспективе отдельную статью, где все подробно опишу.

Николай
19.03.2021 15:54:47
Спасибо. Думаю для большинства "домашних" бариста будет актуально.
17.03.2021 17:19:07
Из воды использую Архыз, Пилигрим, Кубай. Все три марки дают на моем TDS-метре с Али меньше 100. Еще "Липецкий Бювет", но что-то его давно не видел в магзинах в крупной фасовке. Не помню, сколько в нем было TDS, но точно не больше 110.
torrefacto 17.03.2021 17:20:20
Александр, спасибо большое, что поделились!

Я тоже тогда измерю TDS у этих марок, добавлю в статью.

Николай
17.03.2021 09:50:04
Николай, здравствуйте.

Прошу Вашей помощи и рекомендаций по завариванию кофе в джезве.
Имеется: джезва Soy (общий объем 140 мл), кофемолка Comandante Red Clix, вода "Кубай" (TDS по замерам 70 ppm), газовая горелка "Следопыт - одинокий путешественник" (расход топлива 140 гр/ч), спешелти кофе светлой обжарки.

Интересуют ответы на следующие вопросы:
- сколько щелчков использовать на Red Clix?
- в начале кофе или вода засыпается/заливается в джезву?
- какая температура воды лучше, комнатной температуры или ближе к 60 градусам?
- мешать кофе перед тем как поставить на газовую горелку и в процессе заваривания?
- рекомендуемое время заваривания на 110-120 мл? (основываясь на данной статье, я так понял 3-4 минуты).
- нужно ли ждать полного поднятия кофейной пены до краев джезвы?

Я делал так: 10 г кофе смолотого на 10 щелчках red clix, засыпал в джезву и заливал 110 мл воды комнатной температуры. Перемешивал все перед завариванием. Время до полного поднятия кофейной пены 2:30.
По итогу кофе получается недоэкстрагированным и в то же время горьким, неприятным на вкус. Воду пробовал использовать от разных производителей с разными tds от 50 до 150 ppm. Результат тот же. Кофе также пробовал заваривать от разных топовых обжарщиков.

С другими альтернативными методами заваривания все получается идеально.
17.03.2021 14:32:06
газовая горелка "Следопыт - одинокий путешественник" (расход топлива 140 гр/ч) не подходит. попробуйте горелку с большим расходом топлива.
torrefacto 17.03.2021 19:56:41
Максим, добрый день!

Спасибо за рекомендацию. Скажите, а вы пробовали эту горелку? У меня аналогичная, той же фирмы, тот же расход 140 г/ч, только в другом дизайне.
Там огонь можно настроить такой, что турка 200 мл за 2,5 минуты приготовится. Так что дело не в горелке.

Николай
17.03.2021 14:49:00
Здравствуйте, Михаил! Хоть я и не Николай, но отвечу.

Первое, что могу отметить по своему практическому опыту, турка - это единственный способ, где требуется добавление сахара (прямо в турку, до залива воды, совсем немного - половина чайной ложки без горки), как будто сахар увеличивает экстракцию, делая кофе ярче и сбалансированнее, а без сахара он у меня всегда более горький

А по остальным вашим вопросам, на которые могу ответить:

- Сначала кофе, потом вода.
- Размешиваем до того, как поставили на огонь, смысл размешивания только в том, чтобы разбить слипшиеся комочки, чтобы вода контактировала со всем кофе.
- Кофейной пене нужно подняться до самого верха турки
- На счет предварительного подогрева воды - предположу, что это делается для того, чтобы уменьшить время заваривания, избежав таким образом переэкстракта, но лично у меня не было практического опыта в этом, так как переэкстракта в турке я у себя никогда не замечал.
torrefacto 17.03.2021 14:53:14
Андрей, спасибо!
Немного опередили меня; но, в принципе, наши ответы хорошо дополнили друг друга :)

Николай
17.03.2021 15:15:27
Николай, всегда пожалуйста :)
19.03.2021 22:10:05
товарищ токсиколог который про кофеин на ютьюбе (не помню фамилию), утверждает, что ему попадалось исследование: добавление сахара увеличивает количество "схлопнувшихся" в димеры молекул кофеина -- мол, а когда они схлопнулись в двойную молекулу, они не горчат...
[за что купил, за то и продаю]
torrefacto 17.03.2021 14:51:50
Добрый день, Михаил!

— Помол на Comandante без (!) Red Clix — 10-12 щелчков для светлой обжарки. Значит с Red Clix — 20-24. Для темной чуть больше.
Визуально — чуть мельче мелкой соли, но не в пыль.

— Сначала кофе, потом вода.
Вообще все сухие компоненты (сахар, специи, если кто использует) — в начале.

— Температура воды — комнатная, если огонь можете подобрать так, чтобы время заваривания укладывалось, условно, в 3 минуты.
Если время заваривания у вас дольше 3-4 минут даже с учетом самого высокого огня, используйте предварительно подогретую воду. А так это необязательно.

— Да, можно немного помешать перед завариванием для лучшего распределения частиц и более равномерной экстракции, но это не особо сильно влияет на конечный результат.

— Для джезвы на 120 мл — около 3 минут (+- 0,5 мин).

— Да, пусть «шапка» поднимется до конца, когда уже вот-вот кофе выйдет за края. Иначе возможен недоэкстракт: как результат — слишком резкая кислотность. Особенно этот момент принципиален для светлой обжарки.
Я думаю, что у вас недоэкстракт по этой причине. Дождитесь момента, когда «шапка» окончательно поднимется. И время заваривания можно попробовать дольше трёх минут.

Николай
18.03.2021 14:10:24
Николай, спасибо за рекомендацию.
Сделал все по инструкции, помол на Red Clix 20 щелчков, время 3:05 до полного поднятия шапки (огонь меньше среднего). Но столкнулся с тем, что после перелива в чашку, в джезве остаются прилипшие подгоревшие частички кофе на дне и по бокам( А, например, при помоле 10 щелчков такого не наблюдается. Вкус "ни о чем". Возможно действительно, нужно попробовать другие газовые горелки или отложить свою Soy до лучших времен)
torrefacto 18.03.2021 14:14:11
Михаил, не отчаивайтесь!

Горелка тут точно не при чем, раз за 3 минуты сварили турку на огне даже меньше среднего. А какой кофе вы завариваете?
Возьмите 12 г на 110 мл вместо 10 г. Сделаете тем самым вкус ярче, а текстуру плотнее.
И помол должен быть чуть мельче соли визуально.

Николай
16.03.2021 19:40:49
А влияет ли изменение времени заваривания на эспрессо в том случае когда оно уменьшилось в следствии более слабой темперовки.

По сути же тот же объём воды сквозь кофе прошёл, просто не за 26, а за 18-20 секунд.

Вкус должен быть тот же. Разумеется если таблетка осталась целостной.
torrefacto 16.03.2021 19:44:22
Артем, добрый вечер!

Да, влияет самым непосредственным образом, поскольку время контакта кофе с водой сокращается. Вместе с этим снижается процент экстракции, потому что кофе просто меньше веществ успевает отдать воде за это время.
Вероятнее всего, при таком коротком времени пролива, как 18-20 секунд, даже темная обжарка получится недоэкстрагированной.

Николай
16.03.2021 17:44:32
Никак не могу добиться на рожке с улучшайзером соотношения 1:2, время обычно 25 секунд, закладка от 15 до 17 граммов кофе. Степень помола - 15 щелчков на Timemore chestnut. Проливается очень много воды :( около 80+ граммов. Не могу понять абсолютно в чем дело. Темпер нормальный. Подскажите, пожалуйста, что тут можно сделать?
torrefacto 16.03.2021 17:48:24
Добрый день, Ирина!

Попробуйте уменьшить помол до 12 щелчков! У меня дома тоже обычный бытовой рожок, Delonghi ec750.

Когда использовал Timemore, помол под эспрессо ставил в диапазоне 10-13 щелчков.

Николай
19.03.2021 22:33:31
Ирина, а вы время пролива считаете с момента включения помпы, или с момента, когда кофе потёк?
14.07.2021 20:28:50
Кирилл, время засекаю с момента включения помпы.
15.03.2021 20:01:09
Огромное вам спасибо! Наконец-то все подробно и понятно по полочкам расставлено! Помню на курсах бариста рассказывали, что при экстракции сначала идет кофеин, потом все остальное. А оно оказывается наоборот - кофеин последний. Очень интересно, спасибо!
torrefacto 15.03.2021 21:15:49
Мария, спасибо и вам, что оценили!

Если быть точным, кофеин выходит не только в самом конце, однако ближе к концу заваривания выходят его тяжелые фракции, которые дают горечь. Думаю, все когда-нибудь встречали светлые пятна на поверхности крема в эспрессо. Это кофеин.
А первыми из зерна выходят кислоты и соли.

Николай
19.03.2021 12:05:02
Николай, а что вы имели в виду под "тяжелыми фракциями кофеина"? Кофеин - абсолютно однородное по своим физикохимическим показателям соединение. В общем-то я догадываюсь, что происходит следующее: кофеин экстрагируется в сопровождении других веществ-спутников, устанавливая с их молекулами относительно устойчивые связи, благодаря чему кофеиновая горечь менее выражена в начале экстракции, когда "спутников" кофеина много. К окончанию заваривания все "быстрые" компоненты уже вышли и экстрагируется свободный кофеин, молекулы которого и дают на рецепторах выраженную горечь. Так что поздний кофеин "тяжелый" только в смысле горечи. Это, конечно, тоже очень упрощенное описание, но даже так понятно, насколько сложные процессы происходят во время заваривания утренней порции кофе)) Мы тут все практически алхимики)
torrefacto 23.03.2021 14:15:24
Валерий, добрый день!

Именно это я и имел в виду, но спасибо вам за уточнение! Тяжелые фракции кофеина – не совсем верный термин, согласен, я именно про тяжелый в плане горечи.

Николай
15.03.2021 18:09:13
Гейзер. Я добиваюсь только недоэкстракта - "недожаренный кофе". Сколько не пытался, на фильтр-обжарке всегда, и еще получилось на Колумбии (эспрессо). Спасибо за способ борьбы.

По поводу воды: Пятерочковая СТМ - Черноголовка, Магнитовская СТМ - Малаховская, у нас, по крайней мере, так.
torrefacto 15.03.2021 21:19:51
Сергей, добрый день!

Оказывается, у Магнита и Перекрестка одна вода выпускается под СТМ, Малаховская. Я думаю, что в варианте Магнита там то же самое в бутылке по минеральному составу, но подтвердить пока могу только по воде из Перекрестка )
Спасибо, что поделились!

Да, недоэкстракт особенно легко получить на фильтр-обжарке. Рад, что моя статья оказалась вам полезной.

Николай
16.03.2021 10:10:26
Технология примерно такая: обратный осмос (настоящий) и потом минерализация до требований норм.
Обратноосмотическая вода не пройдет по нормам по органолептическим показателям и еще, наверно, по рН. Как-то так. Я не водопроводчик, но немного рядом с водоподготовкой.
Нет смысла заморачиваться с сортами, детская/недетская...
Torrefacto +7 (499) 653-71-17 RUB Логотип Torrefacto
ул. Энтузиастов 2-я, д. 5, к. 10, эт. 3, пом. VII, ком. 6 111024 Москва